Зайдя в дом, можно сразу понять, живут ли тут дети — нередко игрушки встречают вас прямо с порога. Попытки ограничить игровое пространство пределами детской не венчаются успехом, остановить миграцию кукол и плюшевых зверей по квартире невозможно. Но так нужны ли детям игрушки: сотые по счёту машинки, конструкторы, медведи?
Разбираемся подробнее, для кого они покупаются и сколько игрушек должно быть у ребёнка.
В каком возрасте какие игрушки нужны?
Давайте посмотрим правде в глаза. Игрушки нужны не детям, а родителям.
Нередко мамы и папы присваивают малышам свои чувства. Полупустые полки в детской вызывают у родителей тревогу и мысль «Мы плохие». По их мнению, для счастливого детства нужно много игрушек.
Так подаёт голос внутренний ребёнок, которому когда-то давно не покупали желаемое, и теперь хочется «нанести добро», уберечь своего малыша от этой беды. Хотя у него как раз всё в порядке.
«Для большинства детей реальная деятельность гораздо интереснее игрушечной».
Наверняка вы сталкивались с тем, что ребёнок проявлял интерес к предметам быта, особо не понимая, почему. Стиральная машинка, сушилка для белья, кастрюли. Сколько всего — оторваться невозможно!
И не нужно, это не плохо, поощряйте интерес. Такие игры полезны для развития. Спокойно давайте малышу всё, что применяется в повседневном быту.
Научите, как этим пользоваться, продемонстрируйте каждое действие и дайте попробовать повторить. В результате получите довольного и увлечённого игрой ребёнка.
И нет, я не противница игрушек, если вам так показалось. Я лишь поддерживаю мнение, что всё хорошо в меру.
Скажу больше, у нас в семье есть правило:
Мы не покупаем игрушки детям старше пяти лет. Это касается именно игрушек. Книги или развивающие игры мы покупаем всегда.
Вместо этого мы обучаем финансовой грамотности, еженедельно выдавая деньги наличными. Значит ли это, что новые игрушки у нас никогда не появляются? Нет, мы дарим их на праздники.
Первое время ребёнок будет бесконтрольно спускать свои деньги на ерунду и сладости, а в глазах будут сверкать искры счастья. Так и взрослые иногда делают, если их не научили обращаться с деньгами.
Но со временем ребёнок поймёт, что может скопить на что-то интересное, посчитает, сколько времени придётся потратить, и реализует свою мечту. А умение достигать цели ещё пригодится в жизни.
Если начать выдавать деньги ребёнку пяти лет, то к семи годам у него уже сформируется базовое представление о личных финансах.
Умение обращаться с деньгами — это важный навык, который должен начать формироваться ещё у дошкольников. Это основы, которые помогают детям легче адаптироваться под новые условия.
Адаптация к школе
А родителям, которые испытывают тревогу перед важным жизненным этапом, предлагаю посетить мой вебинар «Адаптация к школе», где я подробно расскажу не только о том, чему нужно научить ребёнка, но и о том, чему должны научиться сами родители и почему.
Как расхламить детскую?
Чтобы порядок в детской поддерживался без усилий, выработайте несколько семейных правил, касающихся игрушек.
- Игрушек не должно быть много, иначе теряется их ценность.
Специалисты схожи во мнении о том, сколько игрушек в идеале должно быть у ребёнка. Достаточно оставить 5–8 штук в открытом доступе, с которыми малыш и будет играть. Попросите его выбрать любимые и аккуратно расставьте на полку. Остальное отправляйте «на склад». Через пару недель замените их. Это поможет поддерживать интерес ребёнка и избежать завала в детской.
- Храните игрушки на низкой полке, куда ребёнок легко дотянется сам.
Достать игрушку с полки гораздо проще, чем из ящика. Представьте, что малыш захочет взять игрушку со дна коробки, что он сделает? Перевернет её, и всё содержимое окажется на полу.
- Задайте игрушкам ценность.
Игрушки, выставленные на полке, гораздо ценнее тех, что свалены в коробку. Представьте, что поделку ребёнка вы спрячете, а не поставите с гордостью на полку, чтобы все любовались. Малыш ощутит, что его труд не представляет ценности для вас, и это точно не добавит ему счастья. То же самое и с игрушками. Бережное отношение задаёт ценность. Ребёнок учится их не ломать и дорожить ими. Заодно появляется и порядок в детской.
- Не критикуйте ребёнка за беспорядок.
Если вы такие добрые, что скупили половину магазина игрушек, то оставайтесь добрыми до конца и не ругайтесь за бардак. Мягко предложите сократить количество игрушек, оставив только любимые.
- Проводите ревизию игрушек раз в 3 месяца. После 5 лет старайтесь включать в процесс ребёнка. С его помощью сортируйте игрушки по принципу:
- это любимое, приносит счастье;
- из этого вырос, играть не интересно;
- это сломанное;
- это отдаём нуждающимся.
Помимо очевидной пользы, такой процесс поможет на практике показать ребёнку важность разумного потребления и то, как можно делать добро.
В результате не будет завала игрушек, в котором сложно разбираться даже вам.
Как правильно выбирать игрушки в подарок?
Одежда, еда, развивающие материалы и книги — это дарить можно всегда. Это то, что родитель обязан покупать своему ребёнку, и эти предметы не должны преподноситься как нечто фееричное.
Так что же тогда дарить детям и как делать не надо? Для ответа на вопрос я собрала небольшой чек-лист на эту тему.
- Я категорически против сладких подарков детям. Это закрепляет связь, что сладости — это праздник. Это плохо, ведь во взрослом возрасте на таком фоне могут появиться РПП.
- Не стоит дарить книги на праздники — книги должны быть вашей повседневностью.
- Не создавайте связи «любовь = подарки». Любовь никак не связанна с количеством игрушек, которые покупают родители.
- Если ребёнок просит слишком дорогой подарок, честно объясните это ему и не испытывайте чувство вины.
- Не делайте подарков одному ребёнку при рождении второго малыша. Лучше скрасьте это событие своим временем, любовью и вниманием.
- На чьём-то дне рождения не стоит дарить утешительный подарок своему ребёнку. Лучше помочь ему пережить тот факт, что сегодня праздник не у него. Возможно, малыш расстроится, но это не плохо. Грусть — это нормально.
И помните, что фантазия детей развита не хуже, чем у взрослых. Они умеют придумывать большое количество разных игр из подручных материалов: делают домики из стульев, самолётики из бумаги, а надев одеяло на спину, перевоплощаются в суперменов. И подчас детям это гораздо интересней, чем игра с десятым по счёту навороченным роботом.
Потому не удивляйтесь, если однажды вы купите сыну или дочке очередной невероятный подарок, а через 5 минут застанете ребёнка сидящим в коробке из-под сюрприза и светящимся от счастья.
Давайте подытожим:
- реальные предметы быта — лучшие развивающие игрушки в раннем возрасте;
- хранение игрушек должно быть продуманным и организованным;
- количество игрушек не должно превышать 8 штук на ребёнка;
- после 5 лет игрушки не покупаем, вместо этого даём на них деньги.
И главное: количество игрушек совершенно не характеризует вас как родителя. Радуйте малыша эмоциями, яркими впечатлениями и качественным совместным времяпровождением. Тогда вы точно обеспечите ребёнку счастливое детство!
0 комментариев по теме Игрушки: как не переборщить с количеством