Как научить ребёнка проживать эмоции?

Содержание

Разговоры о том, как правильно реагировать на негативные эмоции детей, звучат буквально из каждого утюга. Все вокруг так часто твердят про контейнирование, принятие и проживание, что уже на автомате пропускаешь это мимо ушей, воспринимая как фоновый шум. Но вспомните своё детство. Достаньте из памяти моменты обесценивания, подавления, крика, игнорирования. Для вас это не просто слова, а болезненные воспоминания об отвержении родителями, не правда ли? Сейчас мы осознаём, насколько это деструктивные методы. И потому переживаем, не унаследуют ли наши дети те же нездоровые стратегии воспитания.

Давайте поговорим, как научить ребёнка справляться с эмоциями, умело их выражать и контролировать, а ещё — почему так важно развивать эмоциональный интеллект с детства.

Как научиться распознавать эмоции?

Не открою секрет, если скажу, что всё начинается с родителей. Дети с раннего возраста впитывают всё, что видят и слышат вокруг себя. То, как мы реагируем на проблемы и справляемся с чувствами, тон голоса и мягкость взгляда — всё запоминается на подсознательном уровне.

Если мама с папой реагируют на проблему раздражением и криком, то и ребёнок будет выражать недовольство именно так. А если родители пытаются скрыть грусть и не хотят её признавать, пока сами сидят и плачут, то он решит, что это и есть норма. Спустя время вы обнаружите в сыне или дочери скрытность и замкнутость от окружающих и даже от вас.

Но это не приговор. Научить проживать и контролировать свои эмоции возможно. Есть много интересных способов, которые помогут прокачать эмоциональный интеллект ребёнка.

Но для начала понадобится научить его распознавать то, что он чувствует прямо сейчас. Делать это лучше с помощью игрового подхода. Сюда относятся:

  • коррекционные игры;
  • психологические упражнения;
  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • творческие занятия.

Эти методы применяются во время коррекционной работы в психологии, но ими легко овладеть и родителям.

Игра с песком помогает замедлиться и сосредоточиться на своих ощущениях. Творчество и рисование погружают ребёнка в его внутренний мир и учат выражать эмоции в безопасной форме. В книгах для сказкотерапии применяются готовые психотерапевтические методики, помогающие более точечно воздействовать на проблему и понять себя. Допустим, малыш боится темноты или стесняется новых знакомств. Поработав с такой книгой, он проживёт страхи и научится их контролировать, рассмотрит привычные реакции под новым углом и поймёт, что с ним происходит.

Психологические упражнения тоже помогают справляться с сильными эмоциями и распознавать их. Одну из таких практик я хочу предложить и вам.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте простой человеческий силуэт без художественных подробностей. Попросите ребёнка отметить в человечке разные эмоции. Пусть сам решит, какого они будут цвета и где будут расположены. Не помогайте и не управляйте его действиями. Задание озвучьте так: «Возьми карандаш самого СТРАШНОГО цвета и нарисуй страх там, где он чувствуется». Если ребёнок скажет: «У меня нет страха», то это тоже подходящий ответ. Сделать такое упражнение можно на любую эмоцию, в том числе приятную.

Игра поможет ребёнку научиться прислушиваться к себе и понять то, что он ощущает.

Не забывайте и про разговоры по душам. Если малыш или подросток грустит и плачет, не надо кричать: «Ой, не выдумывай, нашёл из-за чего слёзы лить! Такая глупость!». Проговаривайте всё, что он испытывает, и выражайте понимание и принятие этих эмоций. Иногда, чтобы ребёнок сумел справиться с ними, нужно лишь признание того, что он ощущает. Скажите: «Да, я вижу, что ты расстроен. Это действительно грустно, понимаю тебя. Поплачь, если хочется. Давай обнимемся?».

Ребёнку важно чувствовать, что его любят и примут любым, даже злым, кричащим или заплаканным. Когда мы знаем, что близкие принимают нас любыми, успокаиваемся. И это относится не только к детям.

Научите ребёнка выражать эмоции словами

Выражать эмоции можно по-разному:

  • вербально — проговаривая вслух;
  • невербально — с помощью жестов и мимики;
  • действием.

И выражение эмоций словами неспроста стоит на первом месте. Какими бы тёплыми ни были ваши отношения с ребёнком, помните, что вы разные люди и не умеете читать мысли друг друга. Вам нужно уметь общаться, доносить своё мнение и идеи. Никто из вас не обязан додумывать за другого, угадывать настроение и строить гипотезы о том, что творится на душе у близкого человека. Это лишнее. Лучше с самого детства учите говорить прямо и выражать свои эмоции словесно.

Но и вам самим нужно соответствовать этому принципу и делать то же самое. Будьте честны с сыном или дочерью, открыто говорите про то, что вы испытываете.

Но это не значит, что нужно сажать малыша напротив себя вечерами и вываливать всё напряжение, накопившееся за день. Как раз так делать нельзя. Ребёнок не должен давать вам советы и помогать решать взрослые проблемы.

Просто если вам грустно, не делайте вид, что всё хорошо. Когда вы гневаетесь, не скрывайте это и не сдерживайте злость внутри, а лучше покажите здоровый способ контролировать её и успокаиваться. Не надо кричать на опоздавшего домой подростка, достаточно сказать: «Я так боялась за тебя! Хорошо, что ты цел. Пожалуйста, предупреждай меня в следующий раз, если задерживаешься».

Ребёнок обязательно потянется за вами и научится вести себя так же. И в следующий раз, вместо того чтобы испытывать вину за случайно порванный рюкзак и страх признаться в случившемся, он спокойно подойдёт к вам и объяснит ситуацию. С возрастом появятся проблемки покруче испорченных вещей, поэтому берегите доверие между вами и детьми.

Как найти решение?

После рождения ребёнка мы становимся «суперродителями» — учимся понимать детский язык, чувствовать эмоциональное состояние с полувзгляда, управлять поведением и моментально находить креативные пути решения любой проблемы.

Но бывает, что своим желанием поступить как лучше, мы добиваемся обратного эффекта. Например, выполняем все хотелки по первому требованию, пытаемся заглушить негативные чувства, идём на поводу у капризного ребёнка — лишь бы не плакал, не кричал и не разносил всё вокруг.

Есть несколько техник, которые помогут и вам, и вашим детям научиться справляться со шквалом эмоций и не пугаться их.

  • Все эмоции важны, все эмоции нужны.

Каждая эмоция выполняет свою функцию и имеет смысл. Страх помогает нам выживать, гнев выпускает накопившийся стресс и напряжение, с помощью грусти мы проживает утрату и учимся принимать разные жизненные ситуации. Именно поэтому так важно развивать эмоциональный интеллект. Не делите эмоции на негативные и правильные, объясняйте ребёнку, что все они важны. Никогда не обесценивайте их словами: «Мужчины не плачут, это признак слабости», «Над тобой издеваются одноклассники? Не обращай внимания, это ерунда», «Ну какие женщины истерички! Из-за всякой ерунды плачешь!». Наоборот, признайте и примите эмоции, озвучьте чувства ребёнка и поддержите его, а не заставляйте сдерживать всё внутри.

  • Чувства и эмоции не одно и то же.

Поговорите о разнице между чувствами и эмоциями. Чувства длятся долго. Сюда относятся любовь, ненависть, вина. А эмоции кратковременны. Это грусть, радость, гнев, страх. И это вещи, которые сосуществуют, никак не мешая друг другу. Можно злиться за детские шалости, но продолжать любить ребёнка.  Можно всем сердцем ненавидеть человека, но бояться сказать ему об этом в лицо.

Иногда дети в порыве злости начинают кричать: «Я тебя не люблю, уходи, ты плохая мама!». Но это вовсе не значит, что малыш действительно перестал вас любить. Просто эмоция злости берёт верх и начинает им управлять. Она настолько сильна и доставляет такой дискомфорт, что он пытается выразить её наиболее серьёзными словами, которые только смог придумать. Нелюбовь для него самое страшное. Вот он и пугает этим ею. На самом деле он вас любит и ценит, и уж точно не хочет сильно обидеть. Это крик души: «Мама, я так злюсь сейчас! Помоги мне!».

Поэтому не реагируйте криками, не наказывайте. А спокойно объясните разницу между чувством и эмоцией. Скажите: «Ты сейчас очень зол и имеешь на это право. Я понимаю, как тебе непросто. Давай попробуем справиться со злостью вместе. Вот увидишь: когда ты успокоишься, любовь сразу же вернётся, ведь она всегда с тобой, а злость временна».

Понимая разницу, ребёнок проще преодолеет свои эмоциональные вспышки и не будет путать их с чувствами в будущем.

  • Эмоции нельзя запрещать, их нужно проживать.

Любая эмоция, даже негативная, должна иметь выход, а не консервироваться внутри человека. Если у вас есть с этим трудности, то действуйте по простой схеме.

  1. Признайте эмоцию. Подтвердите вслух, что она нормальна и имеет право на жизнь.
  2. Отразите эмоцию. Вы здесь как зеркало. Если ребёнок жалуется, что ему грустно, скажите: «Да, я вижу, что тебе плохо. Тебе непросто сейчас».
  3. Выслушайте не перебивая. Позвольте ребёнку свободно высказаться. Не вставляйте оценочных фраз. Скажите лишь: «Если хочешь поделиться, то расскажи. Я выслушаю».
  4. Разделите эмоцию с ребёнком. Выразите словами ваше понимание и поддержку. «Я с тобой, я на твоей стороне».

Подростки

Ну а если вам всё ещё непросто справляться с эмоциональными взрывами своего ребёнка, то приходите на мой вебинар «Подростки. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют». Вы научитесь решать конфликтные ситуации, понимать причины перепадов детского настроения и, наконец, наладите отношения и доверие между вами. Я обязательно помогу.

Подробнее о вебинаре
Вебинар

Виктория Дмитриева

Автор статьи

Расскажи
друзьям

0 комментариев по теме Как научить ребёнка проживать эмоции?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое