Самоидентификация ребёнка начинается с ранних лет и достигает пика в подростковом возрасте. Период поиска своего «Я», и попыток понять собственное предназначение не заканчивается, как по расписанию, при выпуске из школы. Но система образования устроена так, что 16–17-летний подросток вынужден определиться с направлением дела всей жизни. Я по пальцам одной руки могу среди множества своих знакомых сосчитать тех, кто уже имел ответы на этот важнейший вопрос в столь юном возрасте.
Давайте разбираться, когда начинается самоидентификация, какую поддержку способны оказать родители и как помочь ребёнку определиться с профессией как можно раньше.
Когда ребёнку нужно начать задумываться, кто он и кем хочет стать?
Осознание себя как личности начинается с 1–2 лет. Малыш знакомится со своим телом, именем, первыми желаниями и потребностями. По мере роста и развития процесс усложняется, и уже к 10 годам ребёнок складывает первое представление о самом себе. Он знает о своём характере, интересах и способностях.
Первыми серьёзными вопросами профориентации задается ближе к 13–14 годам. У человека в этом возрасте уже имеется информация о современных сферах деятельности, и он охотно примеряет на себя возможные роли.
К слову, это не означает, что шестиклассник точно ответит, кем станет в будущем. Но у него уже есть задатки, которые вы как родители должны поощрять. В ваших силах помогать подростку заниматься тем, что ему нравится.
С чего начать?
Один из способов позитивной самоидентификации для тинейджеров — посещение различных кружков. Это то, с чего стоит начинать профориентацию ещё до наступления подросткового периода.
В идеале, это должны быть направления, гармонично развивающие ребёнка с разных сторон:
- физические — танцы, гимнастика, плавание и т. д.;
- интеллектуальные — литературный клуб, шахматы, математика, программирование и пр.;
- творческие — рисование, музыка, создание видеоигр и др.
Духовное развитие — это ещё одна сфера, которая не входит в список обязательных, но не будет лишним предложить и её. Она помогает формировать собственные ценности и восприятие мира. Сюда относятся благотворительность, волонтёрство, религия.
Бывает, что подросток охладевает к секциям и кружкам, которые раньше были ему по душе, и отказывается их посещать. Но прежде чем бросать начатое, определитесь с причиной:
- разонравился педагог;
- начались конфликты с другими детьми;
- понял, что кружок больше не интересен;
- устаёт от уроков, и ни на что другое не хватает сил;
- слишком далеко ездить или неудобно добираться;
- не остаётся времени на другие интересы или общение.
Иногда проблема может лежать на поверхности, и в ваших силах помочь сыну или дочери с ней разобраться. Если же дело зашло в тупик, и ребёнок наотрез отказывается продолжать занятия, то не давите на него. Вместо этого постарайтесь понять, пойдите навстречу.
Нужно ли активно направлять?
Вовсе не значит, что после первого же «не хочу» нужно соглашаться и забирать отовсюду документы. Дайте время. Не исключено, что ребёнок не хочет бросать кружок, а просто отказывается идти туда конкретно сегодня. И ничего страшного нет, это вполне допустимо. Но введите правило:
Если ребёнок хочет прогулять занятие, то должен предупредить об этом минимум за сутки, а не за 20 минут до выхода.
Это научит уважать чужое время и планы, не подводить других людей и делать выбор, не ущемляя при этом свои интересы.
Если же подросток крепок в своём намерении отказаться от занятий, то предлагаю действовать по плану.
- Договоритесь, что прежде чем бросить кружок/секцию, нужно сходить ещё минимум 10 раз.
После этого станет ясно, импульсивное решение принято или взвешенное. Отходил 10 раз и всё равно не хочет продолжать — значит, ищем то направление, которое будет по душе. Но часто получается, что ребёнок берёт свои слова назад, а всему виной было просто плохое настроение.
- Решение бросить кружок принято. Теперь обсудите интересы.
Возможно, подросток уже год мечтает пойти на курсы робототехники или в секцию плавания, но стеснялся сказать вам. А может, он запутался, привычные дела наскучили. Поговорите с ребёнком о том, что происходит в его душе. Он сам даст вам ответ.
- Начните пробовать всё подряд.
Даже взрослые не всегда знают, что доставляет им удовольствие. Что уж говорить о детях! Позвольте сыну или дочери вволю испытать свои возможности и узнать себя.
Разумеется, кружки не единственный способ, помогающий определиться с будущей профессией, понять свои приоритеты. С каждой новой пробой по интересам перед подростком открываются новые горизонты. И ваша задача здесь — лишь мягко направлять.
- Позвольте выбирать занятия по душе, без оглядки на их потенциальную прибыльность. Не давите.
Высокооплачиваемые сейчас профессии могут перестать быть востребованными. А любимое дело прокормит всегда. Если занимаешься работой, доставляющей радость, шансы на успех выше. Такой специалист с энтузиазмом возьмётся за новый проект, придумает потрясающие идеи и будет работать за пятерых, причём с радостью и высокой отдачей.
- Предложите пройти профориентационный тест.
По достижении детьми 14–15 лет в ход идут профориентационные тесты, которые позволяют выявлять психологические характеристики школьников и особенности личности. Результаты такого исследования помогут ребёнку узнать о себе больше, правильно сузят круг возможных направлений для выбора.
- Дайте поработать в предпочитаемой сфере, прежде чем делать окончательный выбор.
Не всегда ожидания соответствуют действительности. Прежде чем с головой окунаться в выбранную специальность, хорошо бы её сначала протестировать на себе. Для этого придуманы специальные проекты, в которых школьники могут получить практический опыт: кванториумы, летние профлагеря, тематические мероприятия от реальных работодателей, даже практика на производствах и в IT-компаниях. Ребёнку будет полезно пообщаться с теми, кто уже имеет опыт работы в интересующих его сферах, посетить предприятие и окунуться в его атмосферу. Не исключено, что всё окажется не таким простым и интересным, как ребёнок себе представлял.
Быть родителем тинейджера нелегко, но так интересно!
Подростки
Приходите на мой вебинар «Подростки. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют», где мы обсудим с вами особенности возрастных кризисов, подробнее поговорим про этапы самоопределения и преодоление трудных ситуаций.
Если вы чувствуете, что вам пора учиться общаться с сыном или дочерью по-новому, то сейчас самое время!
Подробнее о вебинаре
Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?
Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?