Маленькие дети открыты и честны. В них нет злобы и притворства. Они без вопросов бегут рассказывать про свой день, с упоением делятся новостями и открытиями. Но не всегда это значит, что ребёнка ничего не гложет. Даже малышам нужно высказываться о наболевшем, не копить это в себе. Сегодня расскажу, как понять, что на душе у ребёнка, помочь ему выразить чувства и расположить его к открытому диалогу.
Как найти возможность поговорить по душам?
Ритм современной жизни диктует свои правила. Иногда всё, что мы успеваем после работы, это поужинать и разбежаться по разным комнатам. Некогда даже подумать и побыть наедине со своими мыслями, не то что общаться.
Из-за выгорания многие родители живут по принципу «лишь бы меня не трогали». На помощь приходят гаджеты по вечерам, помогающие окончательно не выпасть в осадок. Кажется, что времени на разговоры по душам совершенно нет. Это серьёзная проблема, которую необходимо решить, чтобы сохранить душевную близость с детьми.
Для таких случаев есть рабочие техники, применяемые в детской психологии: сказкотерапия, метафорические карты, игра или рисунок. Последнюю практику вы сможете провести сами, поэтому сегодня поговорим именно о ней.
Способы выразить чувства и мысли рисунком
Если вы стремитесь выяснить, о чём думает ребёнок, воспользуйтесь методом арт-терапии. Он подойдёт даже детям от 4–5 лет, умеющим хорошо излагать свои мысли.
Попросите малыша придумать и нарисовать несуществующее животное — такое, которое он нигде раньше не видел. Важное правило: рисовать нужно простым карандашом.
Когда работа будет закончена, попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:
- Как бы он назвал своё животное?
- Какого оно пола?
- Сколько ему лет?
- Где оно живёт и есть ли у него семья?
- Чем оно любит питаться?
- Как проходит его день? О чём оно думает?
- Есть ли у него друзья? Почему они подружились?
- Есть ли у него враги? Почему они поссорились?
- Счастливо ли оно? Что оно может сказать о своей жизни?
- Если бы оно встретило волшебника, исполняющего три желания, то что бы загадало?
К трактовке результатов переходите только после того, как работа с вопросами полностью закончена.
При помощи такого теста вы сможете лучше понять, что на душе у вашего сына или дочери. И всё же не воспринимайте результаты слишком серьёзно, они не точны на 100 %, это не диагноз, а лишь ориентир.
Итак, при оценке рисунка нужно смотреть не на то, что изобразил малыш, а на то, как он это сделал.
- Размер. Большой небрежный рисунок говорит об импульсивности и проблемах с самоконтролем, маленький и аккуратный — о сдержанности и скромности.
- Дополнительные штриховки и исправления — признак неуверенности в себе.
- Линии рисунка. Если они выполнены с нажимом, это может свидетельствовать об агрессии. Слабые тонкие или прерывистые линии — признак неопределённости, нежелание проявляться.
- В идеале возраст выдуманного животного должен быть близок к возрастной группе ребёнка. Если чёткой цифры нет, это может быть сигналом о присутствии страха смерти.
- Среда обитания. Если животное парит в небе — оторванность от реальности. Нора, пещера, гора — желание побыть в одиночестве.
- Хищное животное — выраженная агрессия. Травоядное — отрицание агрессии, миролюбие.
- Друзья. Если у выдуманного животного нет друзей, значит, ваш ребёнок чувствует одиночество или непринятие себя.
- Мелкие детали. Крупные глаза — внутренний страх. Отсутствие ушей — нежелание слышать других. Рот с клыками — вербальная агрессия, иногда способ самозащиты. Хорошо прорисованные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а их отсутствие — импульсивность. Иглы или шипы — защитная агрессия. Панцирь — потребность в защите. Хвост — желание привлечь внимание.
Образы, нарисованные детьми, способны выразить скрытые мысли, показать моральное состояние и страхи, таящиеся глубоко в душе. Такие картинки помогают раскрыться и начать говорить то, о чём ребёнок на самом деле думает.
Как расположить ребёнка к открытому диалогу?
Предложенный способ терапии через рисунок работает как с маленькими детьми, так и с подростками. Смело используйте его, если ваш ребёнок настроен на это взаимодействие и заинтересован им. Не допускайте давления или принуждения к практике.
Конечно, этот способ подойдёт далеко не каждому. Скорее всего, у малыша он вызовет больше энтузиазма, чем у подростка, который не желает сближаться.
Но и для сложных случаев есть способы прийти к открытому и доверительному диалогу:
- Выдохните и вспомните, что реакции подростка во многом обусловлены его гормональной перестройкой и связанной с этим бурной эмоциональностью. Избегайте острых ответных реакций на реплики сына или дочери. Дети не пытаются специально довести вас до нервного срыва, ведь они и сами заложники своей физиологии. О последствиях колких фраз подростки могут даже не думать.
- Меньше говорите, больше слушайте. Избегайте родительских нотаций. Это время задавать вопросы и думать над ответами. Не перебивайте и не лезьте с непрошенными советами, своим мнением. Избавьтесь от обесценивающих фраз, даже если проблемы ребёнка кажутся вам мелочью. Поверьте, одно лишь это расположит подростка к диалогу, в результате сын или дочь охотнее поделится тем, о чём болит душа.
- Уделяйте подростку индивидуальное время. Оно должно быть свободно от обсуждения бытовых дел, обязанностей и учёбы. Посвятите его обсуждению вопросов, которые интересуют вашего сыра или дочь. Это сблизит вас и позволит лучше узнать друг друга.
- Уважайте желания, право на тайны и личную жизнь. Тинейджер — почти самостоятельная, отдельная личность, практически взрослый человек, который не обязан разделять ваше стремление поболтать «здесь и сейчас». Он имеет право хотеть побыть в одиночестве и не делиться своими секретами, даже если доверяет вам. Это совершенно нормально.
- Инициируйте общение. Подросток может искренне думать, что его жизнь вам не интересна. Если вы постоянно занятыми проблемами и работой, не спрашиваете даже о том, как его дела, то маловероятно, что он первым сделает шаг навстречу. Вспомните, когда вы в последний раз говорили с ребёнком не об учёбе и обязательствах перед вами, а о его жизни.
Подростки
Подростки — это всегда непросто. Но с ними может быть классно и легко, когда между вами есть доверие и понимание. Вернуть утраченное возможно, равно как и выстроить то, чего никогда не было. И я готова в этом помочь на вебинаре «Подростки. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют». На занятии я учу именно таким способам и приёмам, а ещё даю полезные упражнения и практики, вплоть до списка фраз, которые помогут свести любой конфликт на нет.
Жду вас среди участников вебинара!
Very fantastic info can be found on web blog.
Euro travel
Also visit my homepage :: ArianneD
Very interesting points you have noted, thanks for putting up.?
Here is my web blog; Magdalena P
Good info and right to the point. I am not sure if this is truly the best place to ask but do you guys have any thoughts
on where to get some professional writers? Thx 🙂 Escape room lista