Как понять, что у ребёнка на душе?

Содержание

Маленькие дети открыты и честны. В них нет злобы и притворства. Они без вопросов бегут рассказывать про свой день, с упоением делятся новостями и открытиями. Но не всегда это значит, что ребёнка ничего не гложет. Даже малышам нужно высказываться о наболевшем, не копить это в себе. Сегодня расскажу, как понять, что на душе у ребёнка, помочь ему выразить чувства и расположить его к открытому диалогу.

Как найти возможность поговорить по душам?

Ритм современной жизни диктует свои правила. Иногда всё, что мы успеваем после работы, это поужинать и разбежаться по разным комнатам. Некогда даже подумать и побыть наедине со своими мыслями, не то что общаться.

Из-за выгорания многие родители живут по принципу «лишь бы меня не трогали». На помощь приходят гаджеты по вечерам, помогающие окончательно не выпасть в осадок. Кажется, что времени на разговоры по душам совершенно нет. Это серьёзная проблема, которую необходимо решить, чтобы сохранить душевную близость с детьми.

Для таких случаев есть рабочие техники, применяемые в детской психологии: сказкотерапия, метафорические карты, игра или рисунок. Последнюю практику вы сможете провести сами, поэтому сегодня поговорим именно о ней.

Способы выразить чувства и мысли рисунком

Если вы стремитесь выяснить, о чём думает ребёнок, воспользуйтесь методом арт-терапии. Он подойдёт даже детям от 4–5 лет, умеющим хорошо излагать свои мысли.

Попросите малыша придумать и нарисовать несуществующее животное — такое, которое он нигде раньше не видел. Важное правило: рисовать нужно простым карандашом.

Когда работа будет закончена, попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

  1. Как бы он назвал своё животное?
  2. Какого оно пола?
  3. Сколько ему лет?
  4. Где оно живёт и есть ли у него семья?
  5. Чем оно любит питаться?
  6. Как проходит его день? О чём оно думает?
  7. Есть ли у него друзья? Почему они подружились?
  8. Есть ли у него враги? Почему они поссорились?
  9. Счастливо ли оно? Что оно может сказать о своей жизни?
  10. Если бы оно встретило волшебника, исполняющего три желания, то что бы загадало?

К трактовке результатов переходите только после того, как работа с вопросами полностью закончена.

При помощи такого теста вы сможете лучше понять, что на душе у вашего сына или дочери. И всё же не воспринимайте результаты слишком серьёзно, они не точны на 100 %, это не диагноз, а лишь ориентир.

Итак, при оценке рисунка нужно смотреть не на то, что изобразил малыш, а на то, как он это сделал.

  • Размер. Большой небрежный рисунок говорит об импульсивности и проблемах с самоконтролем, маленький и аккуратный — о сдержанности и скромности.
  • Дополнительные штриховки и исправления — признак неуверенности в себе.
  • Линии рисунка. Если они выполнены с нажимом, это может свидетельствовать об агрессии. Слабые тонкие или прерывистые линии — признак неопределённости, нежелание проявляться.
  • В идеале возраст выдуманного животного должен быть близок к возрастной группе ребёнка. Если чёткой цифры нет, это может быть сигналом о присутствии страха смерти.
  • Среда обитания. Если животное парит в небе — оторванность от реальности. Нора, пещера, гора — желание побыть в одиночестве.
  • Хищное животное — выраженная агрессия. Травоядное — отрицание агрессии, миролюбие.
  • Друзья. Если у выдуманного животного нет друзей, значит, ваш ребёнок чувствует одиночество или непринятие себя.
  • Мелкие детали. Крупные глаза — внутренний страх. Отсутствие ушей — нежелание слышать других. Рот с клыками — вербальная агрессия, иногда способ самозащиты. Хорошо прорисованные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а их отсутствие — импульсивность. Иглы или шипы — защитная агрессия. Панцирь — потребность в защите. Хвост — желание привлечь внимание.

Образы, нарисованные детьми, способны выразить скрытые мысли, показать моральное состояние и страхи, таящиеся глубоко в душе. Такие картинки помогают раскрыться и начать говорить то, о чём ребёнок на самом деле думает.

Как расположить ребёнка к открытому диалогу?

Предложенный способ терапии через рисунок работает как с маленькими детьми, так и с подростками. Смело используйте его, если ваш ребёнок настроен на это взаимодействие и заинтересован им. Не допускайте давления или принуждения к практике.

Конечно, этот способ подойдёт далеко не каждому. Скорее всего, у малыша он вызовет больше энтузиазма, чем у подростка, который не желает сближаться.

Но и для сложных случаев есть способы прийти к открытому и доверительному диалогу:

  1. Выдохните и вспомните, что реакции подростка во многом обусловлены его гормональной перестройкой и связанной с этим бурной эмоциональностью. Избегайте острых ответных реакций на реплики сына или дочери. Дети не пытаются специально довести вас до нервного срыва, ведь они и сами заложники своей физиологии. О последствиях колких фраз подростки могут даже не думать.
  2. Меньше говорите, больше слушайте. Избегайте родительских нотаций.  Это время задавать вопросы и думать над ответами. Не перебивайте и не лезьте с непрошенными советами, своим мнением. Избавьтесь от обесценивающих фраз, даже если проблемы ребёнка кажутся вам мелочью. Поверьте, одно лишь это расположит подростка к диалогу, в результате сын или дочь охотнее поделится тем, о чём болит душа.
  3. Уделяйте подростку индивидуальное время. Оно должно быть свободно от обсуждения бытовых дел, обязанностей и учёбы. Посвятите его обсуждению вопросов, которые интересуют вашего сыра или дочь. Это сблизит вас и позволит лучше узнать друг друга.
  4. Уважайте желания, право на тайны и личную жизнь. Тинейджер — почти самостоятельная, отдельная личность, практически взрослый человек, который не обязан разделять ваше стремление поболтать «здесь и сейчас». Он имеет право хотеть побыть в одиночестве и не делиться своими секретами, даже если доверяет вам. Это совершенно нормально.
  5. Инициируйте общение. Подросток может искренне думать, что его жизнь вам не интересна. Если вы постоянно занятыми проблемами и работой, не спрашиваете даже о том, как его дела, то маловероятно, что он первым сделает шаг навстречу. Вспомните, когда вы в последний раз говорили с ребёнком не об учёбе и обязательствах перед вами, а о его жизни.

Подростки

Подростки — это всегда непросто. Но с ними может быть классно и легко, когда между вами есть доверие и понимание. Вернуть утраченное возможно, равно как и выстроить то, чего никогда не было. И я готова в этом помочь на вебинаре «Подростки. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют». На занятии я учу именно таким способам и приёмам, а ещё даю полезные упражнения и практики, вплоть до списка фраз, которые помогут свести любой конфликт на нет.

Жду вас среди участников вебинара!

Подробнее о вебинаре
Вебинар

Виктория Дмитриева

Автор статьи

Расскажи
друзьям

0 комментариев по теме Как понять, что у ребёнка на душе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое