Кризис мотивации: как помочь подростку

Содержание

Подросток не хочет ничего делать — ни учиться, ни по дому помогать, даже любимые хобби забросил! Нет, он не заболел, просто у ребёнка наступил кризис мотивации.

Давайте разбираться, в чём причина такого поведения, как мотивировать подростка на учёбу и что делать, если никакие способы не работают.

Причины низкой мотивации

Мотивация подростков меняется так же непредсказуемо, как погода весной. И причин этому множество, назову основные.

  • Длительный стресс. Проблемы в семье, ссора с друзьями, любовные переживания, неуверенность в себе из-за неудач — привести к стрессу может что угодно. И если проблема в этом, то для начала помогите сыну или дочери справиться с переживаниями. Мотивировать на успех, когда человеку грустно и больно, попросту невозможно.
  • Первая влюблённость. Первые отношения далеко не всегда удачны. Чаще всего это неразделённые чувства, доставляющие массу переживаний и волнений. Все остальные дела отходят на второй план. Учёба, домашние обязанности, хобби — да всё на свете! —неважно. Как могут заинтересовать уроки алгебры и химии, когда в голове крутятся мысли только о предмете воздыхания?
  • Учебный перегруз. Если ребёнок отказывается заниматься, прогуливает уроки и сбегает из школы, проблема может быть и в том, что вы чрезмерно перегрузили его учёбой, репетиторами и завышенными требованиями.
  • Страх неидеального результата. Иногда боязнь совершить ошибку вынуждает ребёнка откладывать дела на потом. Если проблема именно в этом, то вы должны научить его любить ошибки. Объясните, что ошибаться — это круто! Ведь именно неудачи помогают нам расти и становиться лучше.
  • Нет свободы выбора. Если дети поставлены в слишком жёсткие рамки без возможности выбора, это может стать серьёзным демотиватором. Ослабьте хватку! Не хочет делать уроки прямо сейчас — пусть сделает позже. Отказывается делать их вообще — так не отнимайте эту возможность! Дайте человеку спокойно получить двойку. Это тоже опыт.

Лучше всего о причинах своей лени расскажет вам сам ребёнок, если ваши отношения тёплые и доверительные. Не бойтесь спросить напрямую, но избегайте осуждения и оценочных высказываний. Будьте максимально нейтральны в этом вопросе.

Типы мотивации

Ответы, как замотивировать ребёнка, не всегда лежат на поверхности. И как нельзя кстати тут пригодятся советы психологов, многим уже набившие оскомину. Но эти рекомендации ни в коем случае не бесполезны!

Немного света на природу мотивации пролила Гретхен Рубин — известная американская писательница, сосредоточенная на теме личностного роста. Согласно её теории, существует четыре типа мотивации. Зная их, вы легко подберёте наиболее эффективную стратегию, которая поможет повысить заинтересованность вашего ребёнка.

  1. Обязательный подросток. Тот, кто любит порядок, всегда поступает правильно и стремится быть образцовым. Это гиперответственные дети, которые часто берут на себя слишком много задач, что приводит к выгоранию и обязательным сессиям с психологом во взрослой жизни. Подъёмы сверхпродуктивности заканчиваются тем, что не хочется делать совсем ничего.

Решение: учить подростка правильно расставлять приоритеты и не перегружать себя. Важные задачи выносить на первый план, незначительные — откладывать на период, когда на них будет время.

  1. Подросток-скептик. Логик, рационалист. Прежде чем начать что-то делать, он должен понять, для чего ему это всё надо. Такие личности склонны к перфекционизму.

Решение: объясняйте сыну или дочери важность задачи. Говорите о том, почему необходимо выполнить её именно сейчас. Ключевую роль для подростка-скептика играет внутренняя мотивация. Без неё он не сдвинется с места.

  1. Подросток-должник. Тот, для кого важны внешние обстоятельства и данные им обязательства. Если ребёнок пообещал вам помыть посуду, он это сделает. Но если запланировал это лично для себя, то и выполнять не так уж обязательно. Подростки-должники не умеют отказывать другим, чем часто ущемляют себя и свои интересы.

Решение: учить планировать дела и помогать ставить чёткие задачи с дедлайнами.

  1. Подросток-бунтарь. Тип личности, который не терпит ограничений и ценит свободу. Он не станет убирать дома, потому что вы попросили. Будет всячески срывать учебный процесс, ведь его заставляют заниматься нелюбимыми уроками. Не придёт вовремя домой, только чтобы лишний раз подчеркнуть, что он сам решает, когда возвращаться. Бунтарь выполняет задачи только по желанию. Правила для него не играют большой роли. А начнёте повышать голос — вовсе пиши пропало.

Решение: чтобы замотивировать такого ребёнка, придётся дать ему свободу выбора и больше самостоятельности. Ему нужно прийти к пониманию необходимости чего-то самому.

Как найти подход для мотивации

Казалось бы, полпути пройдено. Вы уже знаете причины безделья подростка и его тип личности, наметили план действий. Всё должно пойти как по маслу! А оно не идёт. Вопрос плохой учёбы как стоял, так и стоит. Заинтересовать ребёнка не получается ничем, как бы вы ни старались.

Для решения этой проблемы попробуйте следовать ещё нескольким моим советам:

  1. Создайте предсказуемую среду. Пусть у ребёнка появится своё рабочее место, которое будет содержаться в чистоте. Порядок на столе — порядок в голове.
  2. Отследите, какие установки вы передаете ребёнку. Если постоянно говорите что-то в духе «Да ему повезло, у него родители богатые. Всё купили, живёт человек без всяких трудностей!», «Конечно, с её фигурой можно вообще не работать. Достаточно папика себе найти, он всё решит» — не удивляйтесь, что у вашего ребёнка не будет никакой мотивации учиться.
  3. Проанализируйте, соблюдается ли баланс между «надо» и «хочу». Если постоянно делать только то, что нужно, то на реализацию истинных желаний не останется никаких сил. И тут уж ничем не замотивировать. Здоровое процентное соотношение должно быть таким: «хочу» — 80 %, «надо» — 20.
  4. Сделайте упор на сильные стороны. Пытаясь развивать ребёнка гармонично, постоянно подтягивая слабые качества, можно зарыть любой талант и мотивацию. Если подростка, который обожает спорт или музыку, заставлять заниматься математикой, лишь бы от одноклассников не отставал, то он забросит её при первой же возможности. А свои сильные стороны так и не разовьёт. Чем это поможет ему в жизни? Посредственных специалистов полно, а вот настоящих экспертов очень мало. Такая перспектива не замотивирует никого.
  5. Придумайте ритуалы, которые помогут настраиваться на учёбу. Задействуйте все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это может быть запах цитрусовых или кофе, кусочек шоколадки перед выполнением домашних заданий, фоновая классическая музыка. Впоследствии привычные ритуалы будут помогать настраиваться на обучение и рабочие процессы.

Подростки

Подробнее про мотивацию и решение проблем переходного возраста я рассказываю на вебинаре «Подростки. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют». Скорее приходите — вы получите ответы и готовые инструкции, которые однозначно помогут вам наладить даже самые непростые отношения. Жду вас среди участников вебинара!

Подробнее о вебинаре
Вебинар

Виктория Дмитриева

Автор статьи

Расскажи
друзьям

0 комментариев по теме Кризис мотивации: как помочь подростку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое