Правильный подход к мотивации ребёнка

Содержание

Кто из нас не ленился ходить в школу и выполнять домашние задания? Всем знакомо чувство, когда ничего не хочется делать. Казалось бы, только что был явный интерес, как вдруг исчез. Лежит себе, раздавленный тяжестью родительных «надо», и нет ни сил, ни желания двигаться к какой-нибудь цели. Мотивация недолговечна. Её можно сравнить со спичкой — если ею не поджечь нечто большее, то она быстро прогорит и исчезнет.

Что такое мотивация и из чего она состоит? Чем поддержать интерес ребёнка к обучению и любовь к знаниям? Разбираем по порядку.

Почему дети не хотят учиться?

Одна из самых частых жалоб родителей — на детскую лень. Но в психологии нет такого понятия. Зато есть другое — низкая мотивация на учёбу. Давайте и мы будем отталкиваться от этого.

Мотивация — способ быстрого достижения цели. То, что направляет человека на пути к ней и увеличивает его работоспособность.

Но возникает мотивация не всегда — только когда легко, безопасно, есть желание и удовольствие от дела.

Без этих составляющих ничего не работает.

Поэтому, прежде чем жаловаться на ленивого школьника, для которого каждый день учёбы похож на каторгу, сначала убедитесь, что все физические потребности ребёнка удовлетворены, и он чувствует себя хорошо и безопасно. А дальше приступайте к поиску поломки механизма мотивации. Психологи называют причинами отсутствия желания учиться:

  • признаки психологической незрелости;
  • излишнее давление со стороны семьи и учителей;
  • завышенные ожидания и требования взрослых;
  • стресс из-за проблем в отношениях со сверстниками;
  • напряжённую обстановку в семье.

Это лишь основные причины, а вообще их может быть великое множество. Поговорите с ребёнком — кто, как не он, объяснит вам, что чувствует.

Распространённые ошибки родителей

Нередко встречаются семьи, для которых блестящая успеваемость сына или дочери важнее всего остального. И каких только методов «мотивации» тут не встретишь!

Запугивания и оскорбления.

Когда ребёнок приносит из школы двойку, а мать с порога начинает: «Что это такое! Дворником вырастешь! Позор семьи!». Только представьте, что чувствует маленький человек: он не нужен и не важен. Он любим только за пятёрки и отсутствие замечаний в дневнике. И это единственное, что стимулирует его к учёбе. Рано или поздно у него проявятся неврозы и психологические проблемы. Даже повзрослев, он будет стараться всем угождать, забывая о себе и своих желаниях.

Отсутствие баланса между «надо» и «хочу».

Детская психика устроена так, что всем своим нутром она стремится к новым знаниям. Желание постигать новое, учиться заложено в нас природой. Но родители со своими «надо» иногда настолько перегибают палку, что сил на «хочу» у школьника не остаётся. В таком ритме даже самая хорошая мотивация долго не продержится, не говоря уже о том, что привить любовь к знаниям так не выйдет.

Отсутствие режима дня.

Ребёнок поздно ложится, рано встает, не высыпается. От этого страдает внимательность и концентрация, что сказывается на занятиях. Дома ему хочется только одного — спать. А тут родители заставляют делать уроки. Всё это вызывает стресс. Прежде чем мотивировать ребёнка, нужно дать ему набраться сил.

Учёба занимает всё время.

После школы ребёнку некогда отдохнуть или побыть наедине с собой. Над ним дамокловым мечом висит домашнее задание, потом пора бежать на дополнительные занятия. Это перебор, развивать тоже нужно в меру. Прививайте с ранних лет умение заботиться о себе и вовремя давать организму отдых.

Мой главный совет: помните, что мотивация работает только через любовь, уважение и искреннее желание.

Правильный подход

Так как же увлекать учёбой правильно? Важно учитывать несколько факторов.

Интерес.

Вы наверняка замечали, когда ребёнок действительно заинтересован чем-то, лени нет и в помине. Правила, формулы, стихи учатся на раз-два, с азартом и желанием. Другое дело, когда предмет скучный. Приходится повышать интерес разными способами. Для этого включайте в процесс обучения игровые формы подачи материала, придумывайте челленджи и конкурсы. Это здорово мотивирует.

Мотив.

Когда мы достигаем желаемого, наш организм начинает вырабатывать гормон дофамин. Мы получаем удовольствие, на душе становится хорошо. То же самое происходит и с ребёнком, который достигает того, чего захотел. И это также влияет на процесс обучения. Задействуйте это! Разбейте учебный материал на много маленьких частей и за прохождение каждой ставьте плюсики, галочки или клейте забавные стикеры. Детей привлекает это. Вот вам и лёгкий способ заинтересовать маленького школьника.

Понимание цели.

Иногда ребёнок не понимает, для чего ему выполнять задание, зачем ходить в школу. Донесите важность и смысл действий. Например, скажите, что выводить крючки в прописях, наверное, скучно, но это поможет в будущем научиться писать буквы быстро и красиво, как мама с папой. А школа поможет стать умным и смекалистым, выигрывать соревнования и получать призы. Нужно найти то, что будет стимулировать и мотивировать на старания.

Поощрения.

Ну и кто не любит, когда его хвалят и поощряют? Всем это нравится. Однако здесь учитывайте правило: нельзя как вознаграждение использовать еду или деньги. Важно поощрять эмоциями. Например, скажите: «Как только ты закончишь, мы пойдём гулять в парк, ты сможешь лазать по деревьям и кататься на машинках». Это развивает эмоциональный спектр и помогает вернуть тепло в ваши отношения.

А ещё открою вам тайну: и у детей, и у взрослых есть личный тип мотивации, зависящий от склада характера и темперамента. Найдя эту «кнопку», можно легко подобрать подход, который поможет вам мотивировать малыша на учёбу.

Возможно, вы узнаете в каком-то из описаний ниже своего ребёнка:

  • Обязательный. Тот, кто сделает всё сам, без напоминаний. У таких людей почти нет проблем с мотивацией. Зато есть проблема с выгоранием, если они взваливают на себя слишком много. Тогда всё, пиши пропало.
  • Должник. Человек, который делает что-то только из обязательства перед окружающими. Например, подруга зовёт вас на пробежку, но в последний момент пропадает. И вы тоже никуда не идёте, ведь мотивирующий вас человек исчез. То есть мотивации без окружающих людей не возникает. Для детей таким человеком может быть учитель или репетитор.
  • Скептик. Противоположный должнику тип. Таким людям, прежде чем делать, нужно понять — зачем. А потом ещё и изучить все данные. Но прежде всего найти смысл для себя! Пока человек не ответит на все свои внутренние вопросы, никакая мотивация к нему не придёт.
  • Бунтарь. Ненавидит, когда его заставляют что-то делать. Причём даже если заставляет себя он сам. Таких людей мотивирует их собственное желание и развитие самоидентификации. Тут бесполезно говорить: «А ну, иди делать уроки!». Лучше прививайте ему мысль: «Ты такой самостоятельный, так отлично справляешься с учёбой». Всем вокруг про это рассказывайте, хвалите. Тогда школьник сам заинтересуется и начнёт действовать. Это будет его выбор, никем не навязанный.

Не беспокойтесь по поводу блестящих успехов в учёбе у ваших детей. Есть сотни примеров, когда люди, которые в школе получали двойки и тройки, вечно попадали во всякие передряги, становились в итоге значимыми личностями, богатыми и известными на весь мир своими невероятными открытиями. Возможно, и ваш ребёнок в будущем примкнёт к их числу.

Гораздо важнее сохранить с детьми добрые и тёплые отношения на всю жизнь, действуя из уважения и любви к ним.

Адаптация к школе

Ну а родителям, чьи дети никак не могут привыкнуть к учёбе, испытывают сложности в общении с одноклассниками и учителями, рекомендую пройти мой вебинар «Адаптация к школе». В нём вы найдёте много полезных советов и упражнений, которые не только помогут вашему ребёнку стать более самостоятельным, но и улучшат взаимопонимание между вами.

Подробнее о вебинаре
Вебинар

Виктория Дмитриева

Автор статьи

Расскажи
друзьям

0 комментариев по теме Правильный подход к мотивации ребёнка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое