Некоторые родители пугаются, осознавая, что их 5–6-летки чрезвычайно уверены в себе. Развитие высокой самооценки у дошкольника считают эгоизмом, далеко не нормой, отрывом от реальности. Взрослые боятся, что в будущем ребёнок будет вести себя неадекватно, узнав, что его рисунки на самом деле не так хороши, как он думал.
В действительности же чем более завышенное мнение о себе до школы, тем больше шансов, что в первом классе оно не скатится в пропасть.
«Но на самом деле чем выше самооценка у вашего ребенка до школы, чем более он уверен в себе, тем лучше».
Самооценка детей имеет решающее значение для их умственного и эмоционального развития. В норме она влияет на поведение, отношение к людям и общее психологическое самочувствие.
Когда у детей высокая самооценка, они с большей вероятностью будут:
Низкая оценка себя будет иметь пагубные последствия для развития. У малыша появится:
Важно способствовать формированию завышенной оценки, самоуверенности у детей в дошкольном периоде. Поддерживающая среда помогает развить позитивное чувство собственного достоинства. Поощрения, похвала за усилия и конструктивная обратная связь способствуют укреплению уверенности.
Как формируется самооценка
Адекватная самооценка формируется за счёт социального сравнения и поддержки. Это, безусловно, верное, но слишком абстрактное утверждение. Приведу больше конкретики. Самоуважение дошкольника зависит:
- от родительской уверенности в себе;
- отношения взрослых к ребёнку.
Родительская уверенность в себе
Стоит ли говорить, что дети дошкольных лет как губки впитывают в себя всё, что видят вокруг? Если мама или папа проявляют крайнюю неуверенность в своих силах, то и ребёнок начинает вести себя так же. Норма жизни! Подумайте, говорите ли вы при детях такие слова:
- «Я неудачник!»
- «Какая же я толстая!»
- «Вот же я идиот!»
- «Как всегда, у меня ничего не получается!»
Если да, то заканчивайте! Мы ведь каждый день хвалим своих чад, почему бы и себя тоже не похвалить? Желательно при детях. Уж наше мнение о себе точно не станет от этого завышенным!
«…у родителей тоже падает самооценка, когда их ребёнок идёт в первый класс. Ведь их любимый, самый лучший ребёнок оказывается не самым лучшим. И читает не так быстро, как Варя, и бегает хуже, чем Вася, и замечания по поведению…»
Отношение взрослых к ребёнку
Взрослея, дошкольник формирует представление как о себе самом, так и о мире вокруг. Мама с папой, родственники помогают в этом, хотят они того или нет.
Есть четыре основных варианта формирования мировоззрения:
- Мир плохой, а ты хороший.
- И мир плохой, и ты не лучше.
- Мир хороший, а ты плохой.
- Мир и ты хорошие.
Как понять, какой вариант формирования восприятия мира вы проповедуете в своей семье?
- Ваш вариант № 1, если вы способны сказать следующее:
«Не выучил английские слова? Сегодня же контрольная! Ну ладно, твоя учительница сама виновата: зачем столько задавать! Ещё и двойку поставит!»
- Ваш вариант № 2, если в этой же ситуации вы говорите так:
«Не выучил английские слова? Сегодня же контрольная! Опять опозоришься! А мне потом от учителя выслушивать!»
- Ваш вариант № 3, если вы скажете:
«Не выучил английские слова? Сегодня же контрольная! Там всего-то 5 слов! Уж и не задают много! Иванов и не такие объёмы учит, в английских сценках участвует. А ты расстраиваешь меня».
- Ваш вариант № 4, если вам близко такое отношение:
«Не выучил английские слова? Сегодня же контрольная! Ну ничего, там много слов, которые вы раньше учили. На четвёрку точно напишешь! А если на перемене повторишь, то вообще всё отлично будет».
Как стимулировать развитие адекватной самооценки у дошкольника?
Если вы не пропустили предыдущую главу статьи, то узнали о существовании четырёх видов воспитания. Лучше всего, если ребёнок будет расти и развиваться в последней парадигме, когда и мир, и он хорошие. В противном случае могут возникнуть проблемы и в старшем дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом возрасте.
Подростки
Как жить и адекватно общаться с детьми, когда они взрослеют, узнайте на вебинаре.
Действительно, зачем учиться, стараться, прикладывать усилия, если мир вокруг плохой и никто не оценит? Зачем ребёнку (мальчику или девочке), такому бестолковому, что-то делать, всё равно ужасный мир лучше не станет!?
Надо ли формировать такие жизненные установки?
НЕТ!
Даём другую установку: «Ты со всем справишься, а если что-то не будет получаться, тебе помогут! Всё будет хорошо!»
5 основ, как стимулировать формирование адекватного мировосприятия:
- Обеспечьте положительное подкрепление: хвалите и поощряйте за любые виды достижений, усилия и хорошее поведение. Сосредоточьтесь на сильных сторонах, празднуйте успехи.
- Поощряйте независимость: давайте соответствующие раннему возрасту задания, которые малыш может выполнять самостоятельно. Это поможет ему почувствовать себя способным на что-то и уверенным в своих силах.
- Позвольте делать выбор. Пусть сам решает, что надеть или что съесть на завтрак. Это поможет почувствовать власть и контроль над своей жизнью.
- Проводите время со своим ребёнком с пользой: уделяйте ему всё своё внимание и занимайтесь тем, что нравится малышу. Это поможет ему почувствовать себя любимым и ценным.
- Избегайте критики. Старайтесь меньше акцентировать внимание на ошибках, сосредоточьтесь на том, как помочь ему стать лучше. Так дошкольник поймёт, что его принимают таким, какой он есть, и поддерживают.
Формирование самооценки малыша — это непрерывный процесс, требующий времени и терпения. Пользуясь этими основами, помните, что начинать надо с себя.
«Поднять ребёнку самооценку вы можете, только подняв свою! Вы стоите ровно столько, сколько о себе думаете. И единственный человек, чьей любви вам надо добиться, — самого себя. А дети подтянутся».
Самооценка в старшем дошкольном возрасте
Не только в раннем, но и в старшем дошкольном возрасте нужно называть малыша молодцом, даже если он плохо рисует, плохо запоминает стихи, плохо танцует или плохо читает. Зачем? Потому что в 1–2 классе большинство ребят ощущают сильнейшее падение самооценки. Наиболее сильное за всю свою жизнь! Малыш приходит в школу, и вдруг выясняется, что он не самый ловкий, не самый умный, не такой, каким его считали до этого. Он вовсе не особенный, он как все. Его оценивают одноклассники и учителя. Увы, появляются оценки ниже 5 баллов. Чтобы мировосприятие осталось в норме, мнение о себе изначально должно быть чуточку завышенным.
Характерные черты мировоззрения детей 4–6 лет:
- Появление самоидентификации. Дети начинаю понимать, кто они есть.
- Осознание компетенций. Старшие дошкольники понимают и гордятся своими способностями и достижениями, такими как умение рисовать или успешное решение головоломки.
- Позитивное представление о себе. Дети этой возрастной группы обычно воспринимают себя в положительном свете, считая себя хорошими, способными и симпатичными.
- Социальные отношения. Старшие дошкольники ценят дружбу и могут основывать свою самооценку на социальных связях и взаимодействии с другими людьми.
- Эмоциональная регуляция. Дети начинают учиться управлять эмоциями и справляться со стрессом.
Нужно сформировать у ребёнка понимание, что он ценный. Это норма. Принимайте его подарки, ВСЕ ПОДАРКИ, не отказывайте в своём внимании, не бойтесь перехвалить, прививайте навыки самообслуживания. У вас всё получится!
Адаптация к школе
Полезную информацию о самооценке детей и подготовке к школе узнаете на моем вебинаре.
0 комментариев по теме Важность детской самооценки