В школе и детском саду есть свои тираны и жертвы. Последние часто подвергаются издевательствам или жестокому обращению со стороны своих сверстников. Они могут быть застенчивыми, замкнутыми или просто в чём-то отличаться, что делает их мишенью для агрессии.
Тираны — это дети, которые занимаются запугиванием. Они могут быть агрессивными, импульсивными и лишёнными сочувствия к другим.
Как говорят нейропсихологи, каждый ребёнок обязан подраться до трёх лет. Потому что если не будет этого до трёх — точно вылезет когда-то позже.
Если школьный коллектив сына или дочери не стал исключением, если появились жалобы, что малыша травят, важно выяснить, что происходит, идёт ли речь о конфликте между определёнными ребятами или о травле.
Буллинг или конфликт?
Случай, когда надо непременно противостоять агрессии, идти разбираться к директору/учителю/воспитателю, собирать родителей, отправляться на консультации к психологам — это ситуация буллинга. Она отличается тем, что несколько детей наваливаются на одного. Если же двое не могут что-то между собой решить, то это конфликт.
Первое, что необходимо сделать маме или папе, — поговорить с сыном/дочерью. Задайте вопросы:
- Что случилось, можешь рассказать?
- Почему он так себя повёл, как ты думаешь?
- Был ли способ избежать конфликта, как ты это видишь?
- Можно ли было выйти из конфликта мирно?
Важно поддерживать ребёнка, переживающего из-за чужой агрессии. Есть несколько вопросов, способных показать вашу заботу и желание помочь:
- Как я могу тебя поддержать в этой ситуации?
- Хочешь, чтобы я поговорила с его мамой, попросила, чтобы он перестал тебя обижать?
- Хочешь, чтобы я сходила к учителю или директору?
- Что именно мне им сказать?
Какими бывают виды буллинга
Травлей можно назвать ситуацию, когда бьют, дразнят, портят вещи, забирают деньги, распространяют слухи, бойкотируют, манипулируют. «Если ты не пойдёшь с нами бить стёкла в кабинете, тогда мы с тобой не дружим», «Если ты с ней общаешься, к нам можешь не подходить» — это тоже варианты школьного буллинга.
Буллинг — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы
Основных видов буллинга пять.
- Физический. Насилие и агрессия к другому человеку. Сюда относятся удары, толчки, пинки, шлепки.
- Вербальный. Использование оскорблений и высказываний, направленных на унижение достоинства. Речь о придумывании обидных прозвищ, об оскорблениях, подначиваниях.
- Психологический. Действия, приводящие к эмоциональному напряжению: запугивание, шантаж, пренебрежение, клевета, распространение ложных слухов.
- Социальный. Изоляция и исключение из группы: не берут в игры, игнорируют, насмехаются, подстрекают других детей к издевательствам.
- Кибербуллинг. Это новый вид насилия, который происходит через использование интернета, социальных сетей и мобильных телефонов. Вы знаете, что пишут ваши дети в мессенджерах и социальных сетях? А что пишут им?
Каждый вид может иметь серьёзные негативные последствия для здоровья и благополучия детей, поэтому важно принимать соответствующие меры, чтобы избавиться от такого поведения.
Кто участвует в буллинге?
Есть три категории участников буллинга: жертвы, преследователи и свидетели.
Жертвы
Страдальцы — тревожные, чувствительные дети с низкой самооценкой.
Кто в зоне риска:
- ребята, страдающие от различных заболеваний, особенно тех, что влияют на внешность;
- дети с трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Зачастую причина гонений в том, что школьник не соответствует общепринятым стандартам и требованиям. Непохожесть на остальных делает его уязвимым, человека начинают травить.
Преследователи
Характеризуются импульсивностью, желанием использовать насилие для самоутверждения. Им трудно соблюдать правила и контролировать эмоции. Часто у таких детей низкая успеваемость, их ловят на мелком хулиганстве в школе.
Кто может попасть в категорию преследователей:
- ребята, которые агрессивно ведут себя со взрослыми;
- одиночки, которые среди детей, кажется, не имеют друзей, но имеют сообщников.
3 % тиранов в одной школьной компании являются агрессорами, а в другой демонстрируют позицию страдающей стороны. Такие дети гиперактивны и вспыльчивы. Для них характерны проблемы с усидчивостью.
Свидетели
Это большинство участников буллинга. Их можно характеризовать с нескольких сторон.
Чувства и эмоции:
- жалость к пострадавшим (почти все дети);
- беспомощность и стыд за свое бездействие;
- желание присоединиться к насилию;
- ощущение небезопасности среды.
Поведение:
- попытки помочь тем, кого травят, — характерно для меньшей части свидетелей;
- присоединение к гонению, одобрение;
- противостояние агрессору, принятие стороны пострадавшего (удерживают от дальнейшего насилия);
- снижение способности к эмпатии, если травля в школе не прекращается.
Социальные факторы:
- страх лишиться собственной безопасности и статуса в детском коллективе;
- желание не навредить одной из сторон, сообщив об инциденте взрослым;
- школьный буллинг ухудшает социальный климат, взращивает «молчаливое большинство».
Как видно, в ситуациях, когда в детском коллективе появляется место нападкам, плохо живется не только тем, кто в позиции жертвы. Свидетели тоже испытывают психологическое давление и страх. Именно поэтому важно вести работу с целым коллективом детей и родителей, а не только с активными участниками инцидентов.
Как научить ребёнка противостоять травле?
Отправляя ребёнка в школу, мама или папа, переживая о возможных опасностях в коллективе, стараются предостеречь. Они учат давать отпор: «Бей в ответ», «Никто не должен тебя травить». Этим вызывают страх перед новым коллективом.
Не нужно специально готовить малыша, что его будут обижать. Отследить потенциальную угрозу можно, ежедневно открыто и адекватно общаясь, объясняя, чем травля отличается от обычных обзывательств в школе. Важно объяснить: если нечто похожее начинается, надо сразу рассказывать взрослым.
ВНИМАНИЕ ВЗРОСЛЫМ: буллинг нельзя остановить силами детей! Если конфликт один на один, то ребята могут разобраться. Тут можно не вмешиваться. Если один против группы, то требуется вмешательство. Важно подключать к вопросу учителя, ведь он проводит с классом много времени.
Семь советов, как помочь ребёнку:
- Объясните, что такое травля и какие возможны последствия. Обратите внимание, что это поведение неприемлемо и что никто не заслуживает плохого обращения.
- Учитывайте, что школьная травля может иметь много причин: низкая самооценка, стремление получить власть или контроль над другими. Помогите понять, что действия агрессора связаны с его личными проблемами.
- Развивайте у ребёнка уверенность в себе. Старайтесь поощрять и поддерживать его осознание собственной ценности. Учите уверенно выступать в свою защиту и говорить «нет» нежелательным действиям других детей.
- Научите общаться и решать конфликты мирным путём. Часто травля связана с отсутствием у детей навыков общения.
- Не оставляйте малыша в одиночестве. Обеспечьте достаточно времени, чтобы он мог общаться со сверстниками и быть частью группы. Помогите ему выбрать хобби или интересы, которые позволят развиваться и находить единомышленников.
- Научите дружить. В группе риска дети, у которых меньше трёх друзей. Приглашайте в гости одноклассников, детей, с которыми малыш общается во дворе или в секциях. Чем больше друзей, тем ниже вероятность буллинга.
- Обращайтесь за помощью. Если проблема станет серьёзной, не стесняйтесь идти за поддержкой к учителю, школьному психологу или другим специалистам, чтобы получить дополнительную помощь и советы.
Помочь подростку, который столкнулся с негативом со стороны сверстников, бывает даже сложнее, чем малышу. Всё потому, что подростки могут тщательно скрывать неприятности от близких, чтобы выглядеть более самостоятельными.
Подростки
Родителям стоит больше узнать о переходном возрасте, в том числе чтобы вовремя заметить назревающую проблему. Ответы на многие вопросы я даю на вебинаре «Подростки».
0 комментариев по теме Жертвы и тираны в садике и школе